200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского

 

11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского – одного из самый известных русских писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу. Творчество Достоевского принадлежит к вершинным явлениям духовной культуры человечества. Толстой и Достоевский, по словам Горького, потрясли весь мир и обратили на Россию изумленное внимание всей Европы.

Художественный мир Достоевского трагичен, на первый взгляд даже мрачен. Но, изображая беспредельные физические и душевные страдания на Земле, «пропитанной срезами от коры до центра», Достоевский искал пути преодоления зла, считал, что такая борьба в силах человеческих. Именно поэтому у Фёдора Михайловича не может быть ни равнодушных, ни пассивных читателей. Все они оказываются властно вовлеченными в тот круг «роковых» проблем, жгучая актуальность которых со времен Ф. М. Достоевского стала еще острее и очевиднее. Его прозвали настоящим «психологом пера», исследователем человеческого сердца за то, что он сопереживал всем своим героям.

Книги с произведениями Фёдора Михайловича Достоевского, которые можно взять на художественном абонементе:

Иллюстрация

«Записки из Мертвого дома»

Повесть «Записки из Мертвого дома» основана на воспоминаниях писателя о годах, проведенных в Омском остроге. По мнению критиков, именно с этого произведения начинается подлинный Достоевский с его психологизмом и глубиной образов. В «Записках из Мертвого дома» перед читателем открывается мир, где насилие над человеческой личностью принимает привычный, повседневный характер. Это история, повествующая о судьбах отверженных, которых Достоевский встречал на каторжных работах. Виновные и невинные, убийцы и контрабандисты, лихие воры и интеллигентные фальшивомонетчики, дворяне и крестьяне… Каждый обитатель острожного «Мертвого дома», созданный пером Достоевского, навеки остается в памяти.


Иллюстрация«Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского — одно из самых значимых произведений мировой литературы. На глазах у читателя молодой студент Родион Раскольников от нищеты и безысходности решается убить старуху-процентщицу. Но это преступление не приносит ничего, кроме мук, метаний и переживаний. Встречи с разными людьми, переплетение их судеб приводит героя к раскаянию и он сам требует наказания.
Писатель определяет содержание своего романа как «психологический отчет одного преступления» и вложил в него «все сердце свое с кровью».


Иллюстрация«Идиот»

«Сколько силы! Сколько мест чудесных! Как хорош «Идиот«! Да и все лица очень ярки, пестры — только освещены-то электрическим огнем, при котором самое обыкновенное, знакомое лицо, обыкновенные цвета получают сверхъестественный блеск, и их хочется как бы заново рассмотреть». Таким был один из первых отзывов на роман Ф. М. Достоевского, вернее, на первую его часть, опубликованную в 1868 году в журнале «Русский вестник». Дальше будут и восторженные и негативные рецензии, и сомнения самого писателя в успехе «Идиота», и признание публики…
А ровно через сто лет к роману обратится художник Виталий Горяяев и как будто действительно осветит героев Достоевского слишком ярким электрическим огнем. Нервными, изломанными, спутанными линиями он создаст темные и светлые лики-маски, сформирует фигуры и убедит их взаимодействовать. Рисунки Горяева заставят почувствовать напряжение идей и страстей, саму суть романа Достоевского, так оригинально и свободно переданную карандашом на бумаге.


Иллюстрация«Бесы»

Уже были написаны «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», а Достоевский все еще испытывал острое чувство неудовлетворенности и, по собственному признанию, только подбирался к главному своему произведению. Однако в политической жизни России случилось нечто, заставившее Достоевского изменить литературные планы и приступить к созданию романа с вызывающим и символическим названием «Бесы«. Спиралеобразное развитие истории вообще и российской истории в частности позволяет думать, что роман Достоевского «Бесы» будет интересен новым поколениям читателей не только как шедевр русской классической литературы.


Иллюстрация«Подросток»

«Подросток» — один из романов «великого пятикнижия» Достоевского — написан в форме исповеди, в жанре личных записок. Одержимый собственной «идеей», раздираемый внутренними противоречиями, главный герой становится свидетелем непростых отношений взрослых людей и сам переживает не менее сложные чувства.
Роман проиллюстрировал Виталий Горяев, отразив в ломаных линиях своего рисунка слом сознания героя, жизненный перелом, непростое взросление гордого и уязвимого юного человека.


Иллюстрация«Белые ночи»

«Бедные люди» и «Белые ночи» — ранние произведения Достоевского, появление которых произвело фурор среди критиков и читателей. «Достоевский — имя совершенно неизвестное и новое, но которому, как кажется, суждено играть значительную роль в нашей литературе», — писал Белинский по случаю выхода «Бедных людей». Герои обоих произведений — люди «маленькие», «бедные», но чувства их не менее сильные, чем у состоятельных господ.
Иллюстрации Б. М. Басова полны того петербургского флера призрачности, который только подчеркивает внутренние переживания героев.


Иллюстрация«Братья Карамазовы»

Жил-был отец. И было у него три сына. Даже, по слухам, четыре. Один верил в Бога, другой — в черта, третий верил в Бога, но жил черт знает как, а четвертый был уверен, что если Бога нет, то все позволено. Четыре кредо, четыре жизненных стратегии. С тех пор прошло почти полтора столетия — до неузнаваемости изменился мир, но человек остался прежним. Он, как и прежде, ищет ответ не только на вопрос «быть или не быть?», но и на вопрос «с кем быть?». И в этом смысле нет в ХХI веке для юноши, обдумывающего житье, чтения более душеспасительного, чем «Братья Карамазовы» Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Очень важно прочесть эту книгу вовремя, до тридцати, и определиться, с кем из братьев тебе по пути. И, возможно, кто-нибудь из новых читателей, перевернув последнюю страницу великого романа, воскликнет, как знаменитый русский живописец Иван Крамской: «Ну, если и после этого мир не перевернется на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!»


Иллюстрация«Униженные и оскорбленные»

Ранний роман Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) «Униженные и оскорбленные» существует как бы в тени его «великого пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»). Но именно эта книга, опубликованная в 1861 году, вывела из тени самого Достоевского, позволила ему заново дебютировать — после десятилетия каторги, ссылки и армейской службы. «В романе, — писал автор, — есть полсотни страниц, которыми я горжусь». Можно предполагать, что речь идет о совершенно новом жизненном опыте, размышлениях Федора Михайловича о писательском творчестве (Иван Петрович, главный герой романа, отчетливо автобиографичен), любовных терзаниях, пережитых самим Достоевским в годы ссылки, его нравственных поисках. Оскар Уайльд, оценивая и сравнивая романы Толстого, Тургенева и Достоевского, особо выделял именно «Униженных и оскорбленных», в которых он находил связь с античной трагедией и слышал «отзвук сострадания».


Иллюстрация«Сон смешного человека»

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель, один из лучших романистов-классиков, мыслитель, философ и публицист, творчество которого оказало воздействие на мировую литературу. «Сон смешного человека» — один из поздних рассказов писателя, высказывающего свои предположения о перспективах развития истории человечества, возможности перерождения личности и всеобщего единения людей. Главный герой, полностью разочарованный в жизни, попадает на прекрасную планету, где все живут в мире, не знают болезни и войн. Но с появлением «чужака» местных жителей ждут великие перемены.


Иллюстрация«Игрок»

Азартный Игрок и политический преступник, невротик и философ, «русский Ницше» — Достоевский стал одним из тех символов русской культуры, который и по сей день определяет облик России во всем мире.
Один из самых известных писателей XIX века, он никогда не получал Нобелевскую премию и «Букер», едва не попал в тюрьму, часто жил в долг и порой едва сводил концы с концами. Но это не помешало ему создавать величайшие романы, одним из которых является роман «Игрок», раскрывающий все тайны загадочного, могущественного и никого не отпускающего мира игры.
Сегодня книги Достоевского входят в обязательный джентльменский набор современного человека. Читая их, лучше понимаешь себя и своих соотечественников, учишься избегать чрезмерных страстей и ценить подлинные любовь и дружбу.

 

Читайте также: